Блокировка Фейсбука не просто осложнила привычные социальные взаимодействия между людьми, но серьезным образом затронула устоявшиеся сообщества.

Я – администратор двух важных для меня групп: Обручевский район и Оборона Воронцовского парка (в этой еще и создатель). В последнее время меня не покидало ощущение, что в группа произошел существенный спад активности: публикации от старожилов, если и появлялись, то гораздо реже, чем раньше, посты с криками о помощи («АА! Течет кран, что делать?!?» и подобное) исчезли вообще.

Чтобы не быть голословной полезла в статистику обеих групп. Статистика мои слова только подтвердила – после даты начала блокировки (4 марта) очевидно резкое падение числа постов, комментариев, просмотров и реакций.

Прежде чем перейти к не очень веселым прогнозам нужно пояснить, чем же ценны районные группы в ФБ. Дисклеймер: если не указано иное, речь идет о независимых группах, созданными жителями района.

1.      Это прекрасный пример самоорганизации и гражданской ответственности. Силами жителей создавались и развивались полноценные информационные ресурсы. В группах были разные публикации: поиск пропавших животных, рейд эвакуаторов на районной улице, просьбы подсказать решение какой-то (чаще всего жилищно-коммунальной) проблемы, анонсы районных событий, реклама районных бизнесов и пр. Для того, чтобы все это не превращалось в вакханалию, нужны администраторы, которые будут следить за соблюдением правил и наказывать нарушителей. Эту роль добровольно выполняли сами жители (представьте сколько времени отнимает одна только борьба со спамом в группе на несколько тысяч человек).

2.      Это хороший источник информации. Из перечисленных выше примеров публикаций понятно, что контент в группах был рассчитан на максимально широкую аудиторию. В соседских сообществах можно было получить ответ на вопрос по теме ЖКХ, увидеть афишу праздника, который организует районная библиотека, рассказать о разного рода ЧП, увидеть объявление о публичных слушаниях и т.д.

3.      Это хороший пример здоровой конкуренции. Если кому-то не нравились правила существующей группы – создавалась новая. И хотя чаще всего таким группам не удавалось составить конкуренцию «основной» группе района, бывали и исключения.

Говоря о конкуренции, отдельно надо прокомментировать разного рода «мутные» районные группы и страницы, которые ведутся непонятно кем и регулярно публикуют посты с ошибками (перепутанные адреса, фотографии мест в других районах и прочие примеры, демонстрирующие, что администрация паблика в районе не живет). Совершенно очевидно, что эти группы – это коммерческая история. Вопрос только в том, кто платит. Часто встречающаяся коммерческая реклама намекает на то, что именно за счет нее существуют группы, однако время от времени там встречаются и публикации в поддержку московской мэрии (а сейчас – в поддержку проекта для продвижения определенных, очевидно связанных с мэрией кандидатов в муниципальные депутаты), что может свидетельствовать и об иной модели существования.

Но, возвращаясь к нормальный районным группам – они, несмотря на волонтерские начала администраторов/модераторов, прекрасно себя чувствовали на фоне групп, которые ведутся безликими СММщиками на зарплате.

4.      А теперь главное – это мгновенный и бесплатный способ распространения информации. Представьте, сколько времени нужно было для того, чтобы собрать подписи соседей за/против какого-то проекта в до интернетовскую эпоху – это дни, недели, месяцы… Сейчас это делается максимально просто. Когда в 2017 году я нашла информацию о проекте «осовременивания» Воронцовского парка, именно кампания, запущенная в соцсетях (в группе Обручевского района), позволила парк спасти.

Я хочу выделить это отдельно – районные сообщества в фейсбуке эффективно помогали решали проблемы самого разного масштаба.

5.      Можно было бы объединить это с предыдущим, но все же выделю отдельно: группы очень помогали независимым кандидатам на выборах.

Да, многим участникам районных пабликов не нравятся посты с политической агитацией в предвыборный период. Знаю, что в разных группах по-разному, но в Обручевском я всегда стояла на том, что такая агитация – это эффективный способ донесения информации до жителей, что очень важно в условиях повсеместного использования админресурса (срыва бумажной агитации, например).

Я помню группу Обручевского района, когда в ней было, кажется, 300 человек. Понимая, какую пользу может принести многочисленная районная группа, я взялась за ее развитие: посты про историю района и интересные места, районные новости, полезная информация и т.д. Публикации получали репосты, расходились, группа росла*. Прошло несколько лет. Сейчас в группе почти 5 тысяч. Сколько осталось «живых», я не знаю. Если брать соотношение с графиков, хорошо, если половина.

Это означает, что при необходимости донести до соседей важную информацию, сотни и тысячи жителей Обручевского района ее не увидят (и не смогут рассказать о ней своим соседям, которых в группе нет). То есть буквально: куча времени, потраченного на развитие группы – в никуда (туда же, куда после 24 февраля отправились результаты остальной моей деятельности последних лет 10 в рамках теории малых дел). Понятно, что на фоне всего остального происходящего – это так себе повод для расстройства, но наблюдать со стороны конечно интересно: что-что, а разрушать созданное другими у нас умеют очень хорошо. С созданием своего вот только проблемы…

_____

*После того, как я устроилась на работу в администрацию МО Ломоносовский, я сократила свое участие в группе до минимального (реакция на жалобы участников).

Подписывайтесь на канал – https://t.me/myslyvslyx